- Добрый день, Алия! Просим Вас поделиться с нашими читателями об особенностях экономического развития Японии.
- Добрый день! С удовольствием! Общеизвестно, что Япония играет важную роль в мировой экономике. На конец 2023 года страна занимает второе место в мире по золотовалютным резервам, а также входит в четверку лидеров по величине ВВП.
Рост ВВП в первых двух кварталах 2023 года был устойчивым в основном ввиду роста экспорта услуг и внутреннего потребления. Несмотря на спад ВВП в третьем и четвертом квартале прошлого года, что подразумевает вступление экономики Японии в техническую рецессию, на фоне снижения внутреннего спроса, ожидается, что темпы роста ВВП Японии со второго квартала текущего года будут умеренными благодаря росту потребительских расходов, инвестиций в основной капитал, цифровизации и переориентации цепочек поставок. Необходимо отметить, что накопленные денежные резервы японских компаний могут свидетельствовать о высоком аппетите к капиталовложениям. Правительство Японии принимает многочисленные реформы, направленные на повышение внутренней производительности и глобальной конкурентоспособности.
В 2023 году инфляция в Японии впервые достигла максимального уровня с 1980-х годов и превысила целевой показатель Банка Японии в 2%, что явилось долгожданной новостью для экономики, которая длительный период времени находилась в состоянии стагнации. Нарушения в цепочках поставок и геополитические конфликты обусловили более высокие импортные цены на продукты питания и энергоносители, что, в свою очередь, способствовали росту инфляции. Ожидается, что инфляция и экономический рост будут поддерживаться растущими ценами на услуги, напряженным рынком труда, а также экономической политикой, направленной на устойчивый экономический рост. Весной 2024 года профсоюзы и японские компании проведут переговоры об увеличении фонда оплаты труда, что может способствовать росту покупательной способности и повышению расходов населения. Отметим, что повышение общих заработных плат весной 2023 года на 3.6% стал самым значительным с 1993 года.
Ожидается, что весной 2024 года Банк Японии сделает первый шаг в сторону нормализации денежно-кредитной политики и уйдет от отрицательных ставок. Однако не исключается, что внутренние и внешние факторы могут повлиять на сохранение сверхмягкой денежно-кредитной политики. Землетрясение в начале текущего года в районе Noto на севере префектуры Ishikawa является одним из таких примеров. Хотя в этом случае по предварительным оценкам потери ВВП не превышают 0.01% ВВП Японии за 2022 год, на тот момент ожидания рынков по дальнейшему курсу Банка Японии были неоднозначными.
- Поделитесь пожалуйста, как Вы оцениваете текущее развитие фондового рынка в Японии?
- В целом, фондовые индексы Японии демонстрируют положительную динамику на фоне роста инвесторского активизма, притока иностранного капитала и невысоких показателей китайского фондового рынка. В 2023 году и с начала 2024 года TOPIX показал положительную динамику и вырос на 25% и 15% соответственно. Динамика прибылей японских корпораций остается достаточно сильной. В целом, по итогам третьего квартала 2023 года 86% компаний Токийской фондовой биржи сообщили о росте чистой прибыли на 47%, а агрегированная чистая прибыль компаний оказалась на 11% выше консенсус-прогноза. Ожидается, что в 2024 году рост фондового рынка будет обусловлен структурным ростом и восстановлением сектора электроприборов, автомобилей и запчастей, сырья и химической промышленности, машиностроения, а также области информационных и коммуникационных технологий.
- Можете пожалуйста рассказать о текущих инвестиционных трендах в Японии?
- Стоит выделить в 2024 году четыре основные области на рынках капитала Японии, за которыми активно следят участники рынков. Первая область затрагивает модернизацию японской модели корпоративного управления. Усилия Токийской фондовой биржи, направленные на повышение стабильности рынка и улучшения доходности акционеров, привлекают внимание инвесторов во всем мире. В начале 2023 года биржа опубликовала требования ко всем компаниям, стоимость которых ниже балансовой, относительно проведения реформы системы корпоративного управления. Стоит отметить, что в начале 2023 года больше половины компаний на Токийской фондовой бирже торговались по параметру отношения цены и балансовой стоимости (коэффициент P/B) ниже 1.0x ввиду высокой конкурентной среды и низкой рентабельности компаний. При этом доля японских компаний в TSE Prime Index с коэффициентом P/B выше 2.0x составила 23% против 72% американских компаний в индексе S&P 500. Таким образом, в 2023 году Токийская биржа начала активно обращать внимание японских компаний, акции которых торгуются ниже балансовой стоимости, на повышение рентабельности собственного капитала, улучшение производительности труда и пересмотр расчета стоимости капитала. Давление со стороны биржи на японские корпорации в части предоставления отчетности частично стало причиной снижения доли компаний с коэффициентом P/B ниже 1.0х с 52% в начале 2023 года до 46% на конец 2023 года.
Второй сферой, представляющей интерес, является высокий уровень взаимосвязи корпораций посредством перекрестного (совместного) владения акциями. Совместное владение акциями считалось ключевой проблемой корпоративного управления в Японии. Расформирование «семейных» корпораций и сокращение доли совместного владения акциями были в центре внимания в течение долгого времени. Однако после внесения поправок в 2018 году в Кодекс корпоративного управления, а затем в 2023 году после введения биржей ряда требований по повышению осведомленности руководства компаний о стоимости капитала и динамике цен на акции, тенденция на снижение совместного владения акциями компаний стала набирать все больше оборотов. Инвесторы рассматривают заявления компаний о прекращении совместного владения акциями, как важный показатель улучшения корпоративного управления.
Третий тренд, который отмечается на фондовом рынке Японии, предполагает восстановление стоимости акций быстрорастущих компаний с небольшой капитализацией, отчасти обусловленное увеличением участия розничных инвесторов на японском фондовом рынке, корпоративными реформами и восстановлением роста темпов внутренней экономики.
И четвертый – это система NISA, или индивидуальный сберегательный счет Nippon. Данная система действует c 2014 года в целях налогового стимулирования инвестиционной деятельности физических лиц в Японии и освобождает от налогообложения инвестиционные доходы индивидуальных инвесторов. В долгосрочной перспективе ожидается, что расширенная система NISA стимулирует участие населения в инструментах японского фондового рынка.
- Алия, мы с вами осветили основные тренды на фондовом рынке Японии, а какие тенденции можно обозначить на частных рынках?
- Японский рынок прямых инвестиций становится более востребованным у международных инвесторов. На рынках капитала Японии наблюдается устойчивый приток иностранных инвестиций, что связано с усилением контроля за деятельностью компаний после введения Кодекса корпоративного управления, ослаблением иены и возросшими геополитическими рисками.
Стареющее население является основным вызовом для Японии и вызывает беспокойство у японских компаний по поводу передачи прав преемственности и сохранения наследия. Демографические изменения представляют возможности для управляющих фондов, которые предоставляют решения по реструктуризации, увеличению прибавочной стоимости компаний и помогают осуществить планомерную передачу прав собственности. Также японские корпорации стремятся увеличить эффективность управления капиталом за счет оптимизации своей деятельности и бизнес-процессов.
Стоит отметить, что активы под управлением японских фондов прямых инвестиций увеличились в три раза за последние 10 лет и достигли порядка $46.3 млрд на конец 2022 года. Согласно исследованию, проведенному Японской ассоциацией прямых инвестиций (JPEA), внутренняя норма прибыли (IRR) фондов частного капитала за 10-летний период составила 22.2% с 2012 по 2021 год по сравнению с доходностью индекса TOPIX в 9.2% за тот же период.
Объем сделок на рынке M&A активно растет в Японии с начала 2023 года. Количество сделок фондами прямых инвестиций в Японии за первые девять месяцев 2023 года выросло примерно вдвое по сравнению со снижением примерно на 20% в США и в Европе. Примером крупнейшей сделки M&A в Японии в 2023 году является приобретение производителя электроники Toshiba фондом Japan Industrial Partners (JIP). В сентябре прошлого года Toshiba объявила об успешном завершении тендерного предложения фондом JIP на сумму $14 млрд. Данная сделка является показателем растущей роли рынка прямых инвестиций в Японии, где наблюдается низкая стоимость активов. Фонды прямых инвестиций могут возродить неэффективные компании за счет стратегических решений и целевых капиталовложений.
Также японские институциональные инвесторы осуществляют инвестиции на рынке альтернативных инвестиций. Эндаумент-фонд университета Токио планирует увеличить долю частного капитала и недвижимости до 60% в своем портфеле. Японские институциональные инвесторы, в числе которых Государственный пенсионный инвестиционный фонд Японии (GPIF), наращивают глобальные инвестиции в альтернативные классы активов, такие как частный капитал, недвижимость и инфраструктура.
Венчурный капитал также обладает высоким потенциалом развития в Японии. Государственная политика, направленная на поддержку экосистемы стартапов, включая корпоративные налоговые льготы для развития инноваций, способствовала росту привлекательности венчурного капитала. Благоприятная среда для стартапов стимулировала волну создания так называемых фондов корпоративного венчурного капитала (CVC) в Японии. Стоит отметить, что активы под управлением венчурных фондов в Японии выросли почти в 10 раз с $4.6 млрд в 2012 году до $46.2 млрд в 2022 году, а также соответствуют объему активов японского рынка прямых инвестиций.
Хотелось бы также выделить хедж-фонды с фокусом на Японию, которые ведут активную деятельность на фондовом рынке, а также демонстрируют положительные показатели доходности. Хедж-фонды, ориентированные на Японию, также показали меньшую просадку в период рыночных коррекций.
- Алия, а какие риски можете подчеркнуть при рассмотрении Японии?
- Экономическое возрождение Японии и совершенствование стандартов корпоративного управления находятся на ранней стадии. Одной из основных проблем, с которой сталкивается Япония, является высокий уровень государственного долга. Тем не менее ожидается, что в краткосрочной перспективе показатели доходности компаний останутся устойчивыми благодаря слабой валюте, восстановлению туристической активности, корпоративным капиталовложениям и долгосрочным структурным изменениям. Предстоящий 2024 год станет ключевым. Нормализация ДКП, изменения в потребительской и корпоративной активности вкупе с переходом от дефляционного к инфляционному воздействию, вероятно, окажут положительный долгосрочный эффект на предприятия, посодействуют положительному инвестиционному климату и экономическому росту.
-Спасибо, Алия, за познавательную беседу и желаем Вам удачи!